Перечень инструкций нормативных актов необходимые медсестре для. Основные нормативные документы, регламентирующие работу медсестры. Медицинские работники отличаются от представителей других профессий тем, что наша деятельность не только регламентирована р

1. Конституция РФ (статьи 41, 42).

2. Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения»,утвержденная Постановлением Правительства РФ № 294 от 15.04.2014 г.

3. ФЗ РФ от 21.11. 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

4. ФЗ РФ от 29.11. 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации".

5. Приказ МЗ РФ №455 от 29.09.2003 г. «О совершенствовании медицинской профилактики неинфекционных заболеваний» и др.

6. Приказ МЗСР РФ №597н от 19.08.2009 «Об организации деятельности центров здоровья по формированию здорового образа жизни у граждан Российской Федерации, включая сокращение потребления алкоголя и табака».

7. ФЗ РФ от 23 .02.2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

8. ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан» Статья 12. Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья (ФЗ № 323 от 21.11.2011).

Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем:

Разработки и реализации программ формирования ЗОЖ;

Осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

Осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними;

Проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации;

Осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности.

Выделяют профилактику:

Первичную, которая призвана предупредить возникновение заболеваний;

Вторичную-предупредить прогрессирование имеющегося заболевания.

Мерами первичной и вторичной профилактики являются медицинские, гигиенические, социальные, социально-экономические и др.

Индивидуальную (личную) и общественную, т. е. действия индивидуума и общества для профилактики заболевания.

Главными мерами профилактики являются гигиеническое воспитание и санитарное просвещение, которые занимают одно из ведущих мест в практике специалиста по социальной работе.

Средствами медицинской профилактики являются:

- пропаганда здорового образа жизни;

Организация и проведение профилактических прививок;

Периодические и целевые медицинские осмотры;

Диспансеризация;

Гигиеническое воспитание и т. д.

Главными в профилактике являются участковые (семейные) врачи, медицинские сестры, учителя, работники детских дошкольных учреждений, сотрудники средств массовой информации.

№ приказа, издавший орган Год издания Название приказа
288, МЗ СССР 23.03.19. «Об утверждении инструкции о санитарно-противоэпидемическом режиме больницы и о порядке осуществления органами и учреждениями санитарно -эпидемиологической службы государственного санитарного надзора за санитарным состоянием ЛПУ»
720, МЗ СССР 31.07.1978. «Об улучшении медицинской помощи больным с гнойными хирургическими заболеваниями и усилении мероприятий по борьбе с внутрибольничными инфекциями»
СанПиН 2.1.3.2630-10 08.05.2010 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»
ОСТ 42-21-2-85 МЗ СССР, введен пр. №770 МЗ СССР 01.01.1986. 10.06. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства и режимы»
408, МЗ СССР 27.07.1989. «Об усилении мероприятий по снижению заболеваний вирусными гепатитами в стране»
254, МЗ СССР 03.09.1991. «О развитии дезинфекционного дела в стране»
342, МЗ РФ 26.11.1998. «Об усилении мероприятий по профилактике эпидемического сыпного тифа и борьбе с педикулезом»
249, МЗ РФ 09.08.1997. «О номенклатуре специальностей среднего медицинского и фармацевтического персонала»
170, МЗ РФ 16.08.1994. «О мерах по совершенствованию профилактики и лечения ВИЧ-инфекции в РФ»
174-Д, МЗ РБ 30.01.2012. «Об экстренной профилактике заражения ВИЧ-инфекцией»
СанПин 2.1.7.2790-10 09.12.2010 «Санитарно- эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»
СП. 3.1.5.2826-10 11.01.2011 Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика ВИЧ-инфекции»
СП 1.3.2322-08 02.06.2009 Санитарные правила и нормы«Безопасность работы с микроорганизмами III-IV групп патогенности и гельминтами»
Приказ №259-Д МЗ РБ 30.04.2003 «О мероприятиях по предупреждению синдрома респираторного заболевания (SARS) в РБ».
Приказ №60-Д МЗ РБ 07.07.1996 «О проведении медицинского освидетельствования на ВИЧ/СПИД».
СП 3.1.2825-10 30.12.2010 Санитарно-эпидемиологические правила «Профилактика вирусного гепатита А»
Приказ №36 МЗ РФ 03.02.1997 «О совершенствовании мероприятий по профилактике дифтерии».
Приказ №678-Д МЗ РБ 19.10.2001 «О состоянии готовности ЛПУ и центров ГСЭН к возникновению очагов ООИ».
Приказ №139 МЗ СССР 02.03.1989 «О мероприятиях по снижению заболеваемости брюшным тифом и паратифом в стране».
Приказ №475 МЗ СССР 16.08.1989 «О мерах по дальнейшему совершенствованию профилактики заболеваемости острыми кишечными инфекциями в стране».
Инструкция МЗ СССР 24.03.1989 «По сбору, хранению и сдаче лома медицинских изделий однократного применения из пластических масс».
М.У. 3.1. 2313-08 15.01.2008 Методические указания «Требования к обезвреживанию, уничтожению и утилизации шприцев инъекционных, однократного применения».
Приказ №302Н МЗ РФ «О порядке проведения предварительных периодических медицинских осмотров».
Приказ №109 МЗ РФ «Меры по профилактике туберкулеза в стране».
Приказ №65 МЗ РФ 01.06.1999 «О профилактических мед.осморах».

Методы дезинфекции:



1.Физический метод (горячий воздух, водяной пар, огонь, бактерицидные лампы).

2. Химический метод – использование химических дезинфектантов.



3. Механический метод – выколачивание, вытряхивание.

Предстерилизационной очистке подвергаются все медицинские изделия, с целью удаления белковых, жировых, механических загрязнений, лекарственных препаратов.

Стерилизация – метод обеспечивающий гибель вегетативных, споровых форм и организмов. Стерилизируются все изделия, контактирующие с раневой поверхностью, кровью (ОСТ 42-21-2-85 введен в действие с приказом МЗ СССР №770 от 10.06.85г. «Стерилизация и дезинфекция изделий медицинского назначения. Методы, средства, режимы»).

Ежедневно перед началом работы готовлю дезинфицирующие растворы следующим образом:

Условия проведения дезинфекции:

1) наличие емкостей с дезинфицирующим средством;

2) полное погружение в дезинфицирующем растворе;

3) все емкости с дезинфицирующим средством промаркированы и применяются по назначению;

4) развожу дезинфицирующее средство, использую мерную посуду;

5) к каждой емкости прикрепляю бирку с отметкой разведения: дата, подпись медсестры.

В настоящее время используются новые высокоэффективные дезинфицирующие средства с моющим эффектом совмещающие в себе дезинфекцию и предстерилизационную обработку изделий медицинского назначения.

Хранение моющих и дезинфицирующих средств осуществляется в таре (упаковке) изготовителя, снабженной этикеткой, на стеллажах, в специально предназначенном месте.

Имеем в наличии отдельные емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств, используемых для обработки различных объектов.

Емкости с рабочими растворами дезинфекционных средств снабжены плотно прилегающими крышками, имеют четкие надписи, этикетки с указанием средства, его концентрации, назначения, даты приготовления, предельного срока годности раствора.

При работе с дезинфекционными средствами соблюдаю все меры предосторожности, включая применение средств индивидуальной защиты, указанные в инструкции по применению.

Для контроля предстерилизационной очистки провожу:

1) азопирамовую пробу (спиртовой раствор азопирама +3% раствор перекиси водорода, все в равном количестве, готовится перед применением) контроль на наличие скрытой крови;

2) фенолфталеиновую пробу (1% раствор фенолфталеина) контроль на наличие моющего средства.

Стерилизацию провожу в процедурном кабинете в сухожаровом шкафу, после предварительной дезинфекции и предстерилизационной обработки. Стерилизацию инструментов провожу воздушным методом в сухожаровом шкафу при температуре 180 0 С, экспозиция 1 час. Для контроля стерильности инструментов использую индикаторы «Винар», размещаю их в пяти точках: четыре по углам стерилизатора, один по середине. По окончании стерилизации индикатор меняет цвет до темно-коричневого цвета, сохраняю их и приклеиваю в журнале контроля стерилизации.

Обработка перчаток: для осмотра и проведения каких либо манипуляций больным, используются стерильные перчатки, на каждого индивидуальные. По окончании работы все перчатки подвергаются дезинфекции (Сан Пин 2.1.3.2630-10). Погружаю в одно из дезинфицирующих средств на 1час, утилизирую как отходы класса Б.

Методы стерилизации:

Таблица 5

Паровой метод

Биксы с фильтром – срок хранения – 20 суток.

Без фильтра – 3 суток.

Вскрытые – 6часов.

В каждый бикс закладывается 3 теста – вверх, середину и вниз.

Таблица 6

Химический метод

Состав аварийной аптечки

Согласно приказа №174Д МЗ РБ от 30.01.2012г. в аварийную аптечку для оказания первой помощи медицинскому работнику при аварийной ситуации входит:

1. этиловый спирт 70% - 50мл,

2. 5% спиртовой раствор йода – 20мл,

3. лейкопластырь,

4. ватные шарики стерильные №20 – 1 уп.,

5. марлевые салфетки стерильные №10 – 1 уп.,

6. бинт стерильный – 1 шт.,

7. экспресс тесты на ВИЧ – 2шт. –

хранить централизовано, в общедоступном для медработников месте, в том числе в ночное время и выходные дни.

По мере использования материала, пополнение аптечки должно проводиться немедленно.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Новгородский государственный университет

Имени Ярослава Мудрого

Институт медицинского образования

Контрольная работа

дисциплине: «Теория сестринского дела»

Тема: «Правовая и юридическая база сестринского дела»

Выполнила: Ермошина И.А.

Проверил: Цветков Д.А.

1 курс заочное отделение

Специальность «Сестринское дело»

Великий Новгород 2012

Введение

4. Правовая ответственность медработник

5. Недостаточность правовой и юридической базы сестринского дела

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Охрана здоровья граждан - одна из основных государственных задач любого цивилизованного государства. Государственная политика в области российского здравоохранения ориентирована на получение максимального эффекта от имеющихся ресурсов и, в частности, сестринского персонала, работа которого рассматривается как наиболее ценный ресурс здравоохранения, для удовлетворения потребностей населения в доступной, эффективной медицинской помощи. Однако отсутствие правовой основы деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют потребность практического здравоохранения в использовании имеющегося сестринского потенциала декларированной, но до настоящего времени так и не реализованной.

1. Основы правовой и юридической базы сестринского дела

сестринское дело правовой юридический

Сестринское дело (ВОЗ) -- часть системы здравоохранения, включающая в себя деятельность по укреплению здоровья населения, профилактику заболеваний, предоставление психосоциальной помощи и ухода лицам, имеющим физические и психические заболевания, а так же нетрудоспособным людям всех групп.

Правовая и юридическая база сестринского дела обеспечивается основными законами и нормативно - правовыми актами в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Федерации.

Основой правовой и юридической базы сестринского дела являются:

Конституция Российской Федерации, 1993г.

Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, 1993г, с послед. изм. и доп.: федеральные законы от 22.08 2004г. № 122-ФЗ; от 01.12.2004г. № 151-ФЗ).

Федеральный закон от 29.11.2010г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации"

Федеральный закон «Закон об охране здоровья граждан» от 21.11.2011 №323-ФЗ.

Кодекс законов о труде РФ, 1992г.

Гражданский кодекс РФ (ГК РФ).

Уголовный кодекс РФ (УК РФ), 1996г.

Права пациента после получения услуг регламентирует Закон РФ « О защите прав потребителя».

2. Законы, регулирующие отношения в сфере здравоохранения

В настоящее время в России законодательство, регулирующее правоотношения в сфере оказания медицинских услуг, представляет собой разветвленную многоуровневую структуру.

Остановимся подробнее на каждом из уровней.

Первый уровень - Конституция РФ, которая является основой законодательного регулирования любых отношений, в том числе и в сфере оказания медицинских услуг, в нормах которой определено, что одной из основных задач Российского государства является охрана здоровья людей, создание им условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь, занимающее важнейшее место в системе прав человека и гражданина, закреплено в ст.41 Конституции РФ.

Второй уровень составляют федеральные законы. К правовым источникам, регулирующим здравоохранение, относятся также указы Президента Российской Федерации и подзаконные нормативные акты, такие как постановления Правительства Российской Федерации, приказы, распоряжения, инструкции, правила и другие документы Министерства здравоохранения Российской Федерации.

В Законе « О медицинском страховании граждан РФ» определены правовые основы медицинского страхования.

В Законе «Об охране здоровья граждан» определены основные принципы деятельности медицинских учреждений и медицинских работников; содержится раздел о правах граждан в области охраны здоровья, медико-социальной помощи, медицинской экспертизы; выделены разделы о правовой и социальной защите медицинских и фармацевтических работников, об ответственности за причинение вреда здоровью граждан, за сохранение врачебной тайны и т. д.

В соответствии с Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей" было принято Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. N 27 "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями", определяющее порядок и условия предоставления платных медицинских услуг населению. Медицинская услуга является особым, специфичным объектом гражданско-правового регулирования отличным от других видов профессиональных услуг (юридических, образовательных и др.). Закрепление таких понятий как «медицинская услуга», «медицинская помощь», «пациент» и др. на уровне Федерального закона от 21 ноября 2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», регулирующего правоотношения в сфере здравоохранения, безусловно, значимо.

Третий уровень составляют подзаконные нормативно - правовые акты, которые в соответствии с положениями федеральных законов устанавливают порядок оказания медицинской помощи, стандарты отдельных видов медицинской помощи, административные регламенты и др.

Правовые отношения, возникающие в данной сфере настолько многогранны, что в структуру законодательства тесно вплетаются нормы различных отраслей права: административного, гражданского, трудового, уголовного.

Кодекс законов о труде устанавливает границы деятельности медработников, такие как заключение трудового договора, определение рабочего времени, ответственность за нарушения трудовой дисциплины (дисциплинарную и материальную), решение трудовых споров.

Нормы административного права формулируют требования к организации управления здравоохранением и контролю в данной сфере, устанавливают круг административно-правовых запретов. Так, по отношению к медицинской деятельности Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации определены меры административной ответственности.

Гражданское законодательство РФ рассматривает вопросы прав и обязанностей медработников, их ответственность за причиненный вред здоровью, моральный вред, правовую ответственность за врачевание, ошибки, правонарушения в области охраны здоровья. К правонарушениям в области охраны здоровья, согласно ГЗ РФ относятся отсутствие общей культуры у медицинского работника, невнимательность, бестактность, неосторожность в высказываниях, незнание основ медицинской психологии и др. За эти нарушения применяются санкции, направленные на восстановление нарушенных прав.

Четвертый уровень составляет региональное законодательство, поскольку в соответствии с п. «ж» ст.72 Конституции РФ координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации частично устраняют пробелы федерального законодательства, регулируют нерешенные вопросы, детализируют порядок их применения. (Например, закон "О здравоохранении Ленинградской области». Принят Законодательным собранием Ленинградской области 23 ноября 2011 года).

3. Профессиональная ответственность медработника

Из всех элементов системы обеспечения прав граждан на надлежащую медицинскую помощь наибольшие изменения претерпела нормативная база оказания медицинской помощи. Изменения законодательной базы значительно расширили права пациентов, конкретизировали ответственность медицинских работников за результаты профессиональной деятельности. К сожалению, взаимоотношения между медработниками и пациентами не всегда основываются на высокой нравственности. Порой здравоохранение воспринимается как отрасль обслуживания. Нередки случаи злоупотребления доступностью медицинской помощи - это ложные вызовы скорой помощи, необоснованные вызовы участковых врачей на дом и т.п. Впервые на федеральном уровне на граждан в сфере охраны здоровья возложены обязанности (статья 27 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»), однако, как мне кажется, они носят декларативный, неконкретный характер. В связи с этим, представляется, что необходимо более детально определять обязанности пациента в правилах поведения пациента в медицинской организации.

На сегодняшний момент приходится констатировать, что престиж медицинской профессии в России имеет тенденцию к снижению по сравнению с предыдущими периодами. Этому способствует невысокая заработная плата в госучреждениях, которая не компенсирует высокую ответственность и небезопасный тяжелый труд медицинских работников. Не секрет, что многие медицинские работники вынуждены работать по совместительству. Причиной этому является недостаточная удовлетворенность уровнем оплаты их труда с одной стороны и недостаток квалифицированных медицинских кадров с другой стороны. Многие медработники отмечают хроническую усталость, как следствие - возможные ошибки.

Гражданско-правовая ответственность в сфере охраны здоровья делает актуальными проблемы компенсации материального и морального вреда, причинённого здоровью граждан Российской Федерации. Всё больше пациентов осознаёт, что медицинские работники должны нести ответственность за свои действия и ошибки. Пробел правовых знаний у сестринского персонала, приводит к беззащитности в трудовых спорах, при предъявлении претензий на некачественную услугу, а также при необоснованных претензиях пациентов (так называемый потребительский экстремизм).

В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 медицинские работники имеют право на страхование профессиональной ошибки, в результате которой причинен вред или ущерб здоровью гражданина, не связанный с небрежным или халатным выполнением ими профессиональных обязанностей. Страхование профессиональной деятельности сестринского персонала имеет также полностью не урегулированный правовой аспект. К сожалению, это право для медицинских работников является не более чем декларативным. Приходится констатировать, что деятельность медработников наряду с тяжёлым физическим трудом и высокой моральной ответственностью законодательно не защищена. Медицинские работники должны иметь возможность для защиты своих прав и профессиональной репутации, это особенно важно, поскольку все более усложняются технологии обследования и лечения больных; растет уровень знания пациентами своих прав. В Государственной Думе лежит проект закона "Об обязательном страховании ответственности медицинских работников", но возможностью финансирования расходов на такое страхование медицинских учреждений бюджет не располагает. Страхование профессиональной ответственности медицинских работников (СПОМР) - актуальная проблема в здравоохранении Российской Федерации.

4. Правовая ответственность медработника

Из всех богатств, которыми дано владеть человеку, самыми ценными являются жизнь и здоровье. Их охрана возведена в конституционный ранг, они надежно защищены даже уголовным законодательством. Но в реальной жизни эти ценности часто находятся, в буквальном смысле слова, в руках конкретного врача, медицинской сестры, полностью зависят не только от уровня профессиональных знаний, но и от их добросовестности и законопослушности, что определяется уровнем правовой культуры, внутренней готовности соблюдать требования закона при оказании медицинской помощи пациенту, неукоснительно выполнять профессиональный долг.

Ошибки медработников довольно дорого обходятся больным. Поэтому законодательство предусматривает для медперсонала разные виды ответственности. В зависимости от серьезности их ошибок это может быть гражданско-правовая, административная, дисциплинарная и даже уголовная ответственность.

Гражданско-правовая ответственность медицинского персонала

Гражданско-правовая ответственность - вид юридической ответственности, предусмотренный за гражданское правонарушение. Она наступает независимо от уголовной, административной или дисциплинарной ответственности и применяется отдельно либо дополняет их. Гражданско-правовая ответственность преследует цель компенсации материального и морального вреда, например причиненного пациенту в процессе оказания медицинской помощи. Гражданская ответственность в сфере здравоохранения может носить как общий, так и персонифицированный характер, т.е. за действия, нарушающие права граждан, может быть привлечено к ответственности как учреждение здравоохранения в целом, как причинитель какого-либо вреда.

Грамотные специалисты своего дела должны знать и не допускать таких ситуаций, к которым относятся невыполнение, несвоевременное или некачественное выполнение необходимых пациенту диагностических, лечебных, профилактических, реабилитационных мероприятий (исследования, консультации, операции, процедуры, манипуляции, трансфузии, медикаментозные назначения и т.д.), в том числе: внутрибольничное инфицирование, связанное с неправильными действиями медицинского персонала; осложнения после медицинских манипуляций, процедур, операций, инструментальных вмешательств, инфузий и т.д., связанные с дефектами их выполнения или недоучетом противопоказаний.

Административная ответственность

Административное законодательство рассматривает ответственность медицинских работников за нарушения, совершенные при выполнении ими профессиональных обязанностей, например, правонарушения, посягающие на здоровье. Мерами административной ответственности являются административные наказания: административный штраф, лишение специального права. В этой связи необходимо вспомнить Приказ Министерства здравоохранения « О номенклатуре специальностей специалистов со средним и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ». О том, что к занятию профессиональной медицинской деятельностью допускаются лица, получившие высшее или среднее медицинское (фармацевтическое) образование и специальную квалификацию в Российской Федерации, имеющие диплом и сертификат специалиста. Здесь можно в виде правовой базы, также указать Приказ Министерства здравоохранения РФ № 808Н от 25 июля 2011г. « О порядке получения квалификационных категорий медицинскими и фармацевтическими работниками».

Дисциплинарная ответственность

К ней медработника привлекают за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей. Нарушителю трудовой дисциплины могут сделать замечание, объявить выговор, а в крайнем случае - уволить с работы (ст. 192 Трудового кодекса РФ). Отметим, что к дисциплинарной ответственности работника привлекает администрация медицинской организации.

Уголовная ответственность

Нормами Уголовного Кодекса Российской Федерации установлена ответственность за преступления против жизни и здоровья, за преступления против свободы, чести и достоинства личности, против здоровья населения и др. При особо тяжелых последствиях "медицинской помощи" к виновнику может применяться уголовная ответственность в виде штрафа или же тюремного заключения. Уголовная ответственность за совершенное медработником преступление предусмотрена Особой частью Уголовного кодекса РФ, к таким преступлениям относятся: неосторожное причинение тяжкого и среднего вреда здоровью, заражение ВИЧ-инфекцией, криминальный аборт, неоказание помощи больному, нарушение инфекционной безопасности, должностные преступления (взятка, халатность и др.).

5. Недостаточность правовой и юридической базы в сестринском деле

Особая сложность профессии медработника заключается, в первую очередь, в ее высочайшей ответственности перед обществом, постоянной готовности выполнить свой долг независимо от наличия или отсутствия желания, вдохновения или усталости. Обязанность оказывать медицинскую помощь на современном уровне медицинских знаний подразумевает обязанность соответствующих государственных органов не только предоставлять возможность медработникам систематически повышать квалификацию, но и поощрять стремление к повышению уровня профессиональной подготовки.

Принятые в последние годы законы и постановления Правительства Российской Федерации, указы Президента России по вопросам здравоохранения и образования выдвигают требования повышения качества базовой и последипломной подготовки кадров. Профессиональный рост специалистов со средним медицинским образованием может способствовать подъему престижа в обществе. Рассматривая этот вопрос с точки зрения имеющихся нормативно-правовых актов, следует отметить, что действующими документами на сегодняшний момент являются приказ министерства № 415, предусматривающий наличие высшего образования по специальности «сестринское дело» при замещении должностей по управлению сестринской деятельностью; Программа развития сестринского дела на период до 2020г., которой предусмотрены совершенствование высшего образования для сестер и содействие государства в реализации научных исследований по этому направлению; а также Мюнхенская декларация, подписанная министром здравоохранении РФ еще в 2000г., предусматривающая становление сестринского образования и сестринской практики силами медицинских сестер.

Следствием недостаточной разработки нормативно-правовой базы регулирования деятельности специалистов, имеющих среднее специальное, повышенное и высшее сестринское образование, являются отсутствие четко прописанных типовых обязанностей, стандартов оснащения рабочих мест, размытые границы компетенции, что приводит к выполнению сестрой несвойственных ей обязанностей, к возрастающим моральным и физическим нагрузкам. Проводимая в стране под руководством Минздрава реформа сестринского образования дала конкретные результаты, выразившиеся в создании многоуровневой системы подготовки сестринских кадров, повышении качества профессионального образования. В то же время отсутствие правовой основы деятельности специалистов сестринского дела, механизмов ее регулирования, средств и методов социальной защиты и мотивации квалифицированных кадров оставляют декларированной, до настоящего времени так и нереализованной потребность практического здравоохранения в использовании имеющегося сестринского потенциала. В отрасли сохраняется значительный кадровый дисбаланс в соотношении между врачами и сестринским персоналом, продолжается отток квалифицированных сестринских кадров из государственных учреждений здравоохранения, возрастают нагрузки, неудовлетворенность персонала и социальная напряженность.

Медицинские работники отличаются от представителей других профессий тем, что наша деятельность не только регламентирована различными нормативно-правовыми актами, но и опирается на этическую составляющую, традиции профессиональной деятельности.

Знание основных законов и нормативно - правовых актов, знание Этического кодекса медицинской сестры России способствуют предупреждению медработников от правонарушений и конфликтов с пациентами.

Деятельность специалистов сестринского дела в современных условиях тесно связана с неизбежными вопросами юридического характера. Неосведомленность сестринского персонала в вопросах современного законодательства приводит к беззащитности сестер в трудовых спорах и в случаях предъявления судебных исков со стороны пациентов. Законодательно не определены границы уголовной и административной ответственности в действиях, за которые несет ответственность медицинская сестра и врач. Сегодня практически вся документация, касающаяся сестринской деятельности, носит рекомендательный характер.

Сейчас не знать законы и заниматься медицинской деятельностью стало опасно. Нормам медицинского права медицинских сестер нужно обучать еще со студенческой скамьи. На циклах усовершенствования необходимо давать не только знания по правам пациента, но также в целом - нормы уголовного и гражданского права, основы правового регулирования оказания платных услуг, проведения клинических экспериментов и др. К сожалению, взгляды на роль сестринского персонала в системе отечественного здравоохранения меняются очень медленно. Руководители отрасли, ЛПУ рассматривают сестринский уход до сих пор как задачу второго плана, не требующую ни инвестиций, ни соответствующего развития. Хотя опыт зарубежных стран говорит о том, что квалифицированная сестринская помощь спасает жизни и экономит ресурсы. Здравоохранению необходимы знающие руководители сестринских служб, а также медсестры-исследователи и медсестры-преподаватели.

Заключение

Законодательство должно развиваться, устраняя противоречия в правовом регулировании как охраны здоровья населения в целом, так и профессиональной деятельности в сфере оказания медицинских услуг в частности.

Надзорными органами и средствами массовой информации все больше внимания уделяется качеству здравоохранения, а также повышается

требовательность населения к соблюдению прав пациентов, гарантиям и объему медицинской помощи. В этой связи, правовая подготовка и умение применять знания является залогом успешной деятельности и защищенности не только руководителей сферы здравоохранения и социального развития, но и каждого специалиста сестринского дела.

Список литературы

1) "Основы сестринского дела" // под редакцией заслуженного врача РФ кандидата медицинских наук Б.В. Кабарухина - Ростов-на-Дону - издательство "Феникс" - 2012 ч.1,ч.2.

2)Сборник материалов для организаторов сестринского дела// В.А.Саркисова. - СПб - 2012.

3)Саркисова В. А. Управление качеством сестринской деятельности, состояние проблемы, пути решения. Сборник докладов //Под редакцией академика РАМН, д.м.н., профессора Ю.Л. Шевченко-2002.

4) Сестринское дело: эволюция статуса// Островская И.В., журнал «Медицинская сестра» 2000 №4

5) Перфильева Г.М. Сестринский процесс. // Перфильева Г.М. журнал «Медицинская сестра» 1999. №3

6)"Уголовный кодекс Российской Федерации" (УК РФ) от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (действующая редакция)

7)Причины неблагоприятных результатов (исходов) медицинских мероприятий // Золоев А.- издание «Законность» - 2008. N 2.

8)Ненадлежащее оказание медицинских услуг и факторы риска его распространения// Сергеев Ю.Д., Канунникова Л.В., издание « Медицинское право»- 2007. N 4

9) К вопросу о юридической ответственности медицинских работников // Бондаренко Д.В. -Медицинское право. 2006. N 4. С. 41 - 46;

10) Правовые основы здравоохранения: учебник для студ. высш. мед. учеб. заведений // А.В. Гагаринов. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.

11)Соотношение юридической, административной и этической регуляции деятельности медицинских работников // Седова Н.Н. Медицинское право. 2003. N 3.

12) Отраслевая программа развития сестринского дела в РФ. Приложение №1 к приказу МЗ РФ № 01-01 12 от 09. 01. 01.

13) Программа развития сестринского дела в Российской Федерации на 2010-2020 гг. Екатеринбург, 2009 г.

14)Приказ Министерства здравоохранения РФ № 390 от 31.12.1997 «О мерах по улучшению сестринского дела в Российской Федерации».

15)Приказ Минздравсоцразвития России № 415н 07. 07. 2009 «Об утверждении Квалификационных требований к специалистам c высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения».

16) Интернет-версии системы КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: законы РФ и другие нормативные документы. - [М.] - Загл. на титульном экране: КонсультантПлюс -надежная правовая поддержка. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/online/, свободный (27.12.2012)

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятия и признаки, цели и функции юридической ответственности. Принципы юридической, конституционно-правовой ответственности, их субъекты и основания. Основы гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной, материальной ответственности.

    курсовая работа , добавлен 27.12.2011

    Понятие и сущность юридической ответственности. Характеристика видов юридической ответственности: гражданско-правовая, административная, уголовная, материальная и дисциплинарная ответственность. Цели, задачи и функции юридической ответственности.

    курсовая работа , добавлен 02.04.2012

    Признаки, структура юридической деятельности. Соотношение правовой и юридической деятельности. Анализ основных общетеоретических характеристик процессуально-правового режима юридической деятельности. Подходы к пониманию категории юридической деятельности.

    курсовая работа , добавлен 27.11.2013

    Правонарушение как основание юридической ответственности, ее понятие и признаки. Принципы, цели и функции юридической ответственности, ее отличие от других видов социального и государственного принуждения. Юридическая ответственность в теории права.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Характеристика юридической ответственности как правовой категории. Понятие и содержание юридической ответственности. Признаки и элементы юридической ответственности. Функции и принципы юридической ответственности. Цели юридической ответственности.

    курсовая работа , добавлен 27.09.2008

    Юридическая ответственность как правовая категория, ее основные признаки, цели и функции. Отличие юридической ответственности от других видов социальной ответственности. Понятие правовых санкций. Основания освобождения от юридической ответственности.

    курсовая работа , добавлен 11.11.2016

    Виды юридической ответственности в праве социального обеспечения, анализ ее закрепления и проявления на примере пенсионного обеспечения. Юридическая ответственность на примере социального дела судебной коллегии Верховного суда Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 13.06.2012

    Сущность юридической ответственности, ее характеристика как особого вида правоотношений, обстоятельства, исключающие и освобождающие от нее. Виды юридической ответственности: уголовная, административная, гражданско-правовая, дисциплинарная, материальная.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2010

    Понятие, цели, задачи и функции юридической ответственности как одной из сторон взаимосвязи государства и общества, основания ее возникновения и признаки. Определение и классификация принципов юридической ответственности, их правовая объективация.

    курсовая работа , добавлен 16.08.2015

    Определение понятия, анализ содержания функций и правовая классификация мер юридической защиты как охранительных правовых средств, применяемых в случае совершения правонарушения. Анализ отличий мер юридической защиты от мер юридической ответственности.

Приказы, регламентирующие работу медсестры, действуют на уровне РФ, региона или утверждаются в самом медучреждении.

Расскажем, на какие нормативные документы и приказы должна ориентироваться медсестра, какие новые документы следует применять в своей работе.

Из статьи вы узнаете

Статус медсестры

Приказы, регламентирующие работу медсестры, позволяют ей качественно выполнять свои обязанности, а также эффективно решать различные юридические проблемы в своей деятельности.

Ситуация осложняется тем, что единый медицинский правовой кодекс отсутствует, и специалистам тяжело ориентироваться в многообразии нормативно-правовых актов.

Контроль качества

Приказы для медицинских сестер не обязательно непосредственно связаны с ее основной деятельностью. Вопрос контроля качества медпомощи также касается и работы среднего медперсонала, поскольку он непосредственно принимает участие в оказании медпомощи пациентам.

Контроль в здравоохранении можно разделит на два блока – внешний (ведомственный) и внутренний.

В организации внешнего контроля участвуют различные надзорные органы и органы управления здравоохранением, за организацию внутреннего контроля отвечает само медучреждение.

Также приказы, приказы регламентирующие работу ЛПУ позволяют выделить третье направление контроля – вневедомственный контроль. В его проведении участвуют как получатели медуслуг – пациенты, так и организации, оплачивающие медпомощь.

К последним относятся страховые медицинские организации, которые осуществляют контроль, опираясь на положения приказа ФФОМС № 230 от 01.12.2010 года.

Проверка учреждений здравоохранения основывается на медицинских стандартах и порядках. В частности, оценивается выбор того или иного способа лечения заболевания, а также те результаты, которые были достигнуты с учетом предполагаемых результатов.

Приказы регламентирующие работу медсестры позволяют сделать вывод о том, что в большинстве случаев средний медперсонал оказывает пациентам простые медицинские услуги.

Методичка: сестринские манипуляции в процедурном кабинете

Скачайте готовую методичку для медсестер: как проводить сестринские манипуляции в процедурном кабинете.

Смотрите в пособии: СОПы и инструкции для каждой процедуры. Пособие подоготовили эксперты журнала «Главная медицинская сестра».

Одним из новых документов, который уже применяется в деятельности медучреждений, является ГОСТ Р 52623.3-2015, определяющий технологии выполнения сестринских манипуляций . Правильное выполнение этих манипуляций обеспечивается подробными, пошаговыми инструкциями.

Кроме того, документ направлен на:

  1. Обеспечение единых требований выполнения услуг, а также унификацию методик их проведения.
  2. Обеспечение единого подхода к расчету затрат, необходимых для выполнения простой услуги.
  3. Обеспечение единых требований к формированию умений выполнения простых медицинских услуг как на этапе обучения медсестры, так и на этапе дальнейшего профессионального образования.
  4. Создание подходов к оценке качества выполнения простой медуслуги.

Приказы для медицинских сестер устанавливают, что выполнять простые медуслуги могут сотрудники со средним медицинским образованием, а также с высшим образованием по сестринскому делу уровня «бакалавриат».

Новый ГОСТ и приказы, регламентирующие работу медсестры, позволяют решить следующие задачи:

  • какие действия должна совершить медсестра для того, чтобы обеспечить необходимое качество медуслуги;
  • какое время требуется для выполнения услуги или процедуры, чтобы при этом не страдало ее качество;
  • какое оснащение необходимо на рабочем месте медсестры, наличие каких медицинских изделий нужно обеспечить, чтобы она смогла выполнить медицинскую услугу в установленные сроки и с определенным качеством;
  • каким образом необходимо обеспечить безопасность специалиста и пациента во время выполнения медицинских манипуляций.

При этом приказы по работе медицинской сестры позволяют выделить следующие параметры качественного выполнения простой медуслуги:

  1. Отсутствие отклонений от определенного алгоритма выполнения медуслуги.
  2. Отражение результата выполнения медуслуги в медицинской документации.
  3. Своевременность проведения процедуры.
  4. Удовлетворенность больного результатами предоставленной медуслуги.

При этом приказы ЛПУ конкретизируют показатели, которые применяются для определения эффективности работы медсестры врача ОВП. Их утверждает главный врач медучреждения с учетом географических особенностей территории обслуживания, показателей заболеваемости и структурного состава обслуживаемого населения.

  1. Приказ Минздравсоцразвития РФ № 324 от 11.05.2007 года. В документе приведены аналогичные критерии оценки эффективности работы участковых медсестер.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об организации деятельности медицинской сестры участковой


В соответствии с подпунктом 5.2.11 пункта 5 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации , утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 321 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 28, ст.2898; 2005, N 2, ст.162; 2006, N 19, ст.2080), и в целях дальнейшего совершенствования организации первичной медико-санитарной помощи населению

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Положение об организации деятельности медицинской сестры участковой согласно приложению N 1.

1.2. Учетную форму N 039/у-1-06 "Дневник учета работы медицинской сестры участковой" согласно приложению N 2.

1.3. Инструкцию по заполнению учетной формы N 039/у-1-06 "Дневник учета работы медицинской сестры участковой" согласно приложению N 3.

2. Департаменту трудовых отношений и государственной гражданской службы (Сафонов А.Л.) и Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н.Володин) разработать квалификационные требования должности медицинской сестры участковой в срок до 1 ноября 2006 года.

3. Департаменту фармацевтической деятельности, обеспечения благополучия человека, науки, образования (Н.Н.Володин) пересмотреть программы переподготовки и повышения квалификации.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра В.И.Стародубова.

Министр
М.Ю.Зурабов


Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
14 июля 2006 года,
регистрационный N 8061

Приложение N 1. Положение об организации деятельности медицинской сестры участковой

1. Настоящее Положение регулирует деятельность медицинской сестры участковой, обеспечивающей оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке.

2. На должность медицинской сестры участковой назначаются специалисты, имеющие среднее медицинское образование по специальностям "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат по специальности "Сестринское дело".

3. Медицинская сестра участковая в своей деятельности руководствуется законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения, органов исполнительной власти субъектов Российской федерации и органов местного самоуправления, а также настоящим Положением.

4. Медицинская сестра участковая осуществляет свою деятельность по оказанию первичной медико-санитарной помощи населению в лечебно-профилактических учреждениях преимущественно муниципальной системы здравоохранения:

- поликлиниках;

- амбулаториях;

- стационарно-поликлинических учреждениях муниципальной системы здравоохранения;

- других лечебно-профилактических учреждениях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь населению.

5. Оплата труда (финансирование деятельности) медицинской сестры участковой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Медицинская сестра участковая, обеспечивающая оказание медицинской помощи на прикрепленном врачебном (терапевтическом) участке, в рамках своей компетенции:

- формирует совместно с врачом-терапевтом участковым врачебный (терапевтический) участок из прикрепленного к нему населения, ведет персональный учет, информационную (компьютерную) базу данных состояния здоровья обслуживаемого населения, участвует в формировании групп диспансерных больных;

- организует амбулаторный прием врача-терапевта участкового, подготавливает к работе приборы, инструменты, обеспечивает бланками рецептов, направлений;

- проводит мероприятия по санитарно-гигиеническому воспитанию и образованию обслуживаемого населения, консультирует по вопросам формирования здорового образа жизни;

Осуществляет профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости, выявление ранних и скрытых форм заболеваний, социально значимых болезней и факторов риска, организует и ведет занятия в "школах здоровья";

- изучает потребности обслуживаемого населения в оздоровительных мероприятиях и разрабатывает программу проведения этих мероприятий;

- осуществляет диспансерное наблюдение больных, в том числе имеющих право на получение набора социальных услуг, в установленном порядке;

- организует проведение диагностики и лечения заболеваний и состояний, в том числе восстановительного лечения больных в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

- проводит доврачебные осмотры, в том числе профилактические, с записью в медицинской карте амбулаторного больного;

- оказывает неотложную доврачебную медицинскую помощь больным при острых заболеваниях, травмах, отравлениях и других неотложных состояниях в амбулаторных условиях, дневном стационаре и стационаре на дому;

- оформляет направление больных на консультации к врачам-специалистам, в том числе для стационарного и восстановительного лечения по медицинским показаниям;

- проводит мероприятия по профилактике инфекционных заболеваний, организует и проводит противоэпидемические мероприятия и иммунопрофилактику в установленном порядке;

- оформляет документацию по экспертизе временной нетрудоспособности в установленном порядке и документы для направления на медико-социальную экспертизу;

- оформляет заключение о необходимости направления пациентов по медицинским показаниям на санаторно-курортное лечение;

- взаимодействует с медицинскими организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, страховыми медицинскими компаниями, иными организациями;

- организует совместно с органами социальной защиты населения медико-социальную помощь отдельным категориям граждан: одиноким, престарелым, инвалидам, хроническим больным, нуждающимся в уходе;

- руководит деятельностью младшего медицинского персонала, осуществляющего первичную медико-санитарную помощь;

Обеспечивает врача-терапевта участкового необходимыми медикаментами, стерильными инструментами, спецодеждой;

- ведет медицинскую документацию в установленном порядке, анализирует состояние здоровья прикрепленного населения и деятельность врачебного (терапевтического) участка.

Приложение N 2. Дневник учета работы медицинской сестры участковой

Медицинская документация
Учетная форма N 039/у-1-06

ДНЕВНИК
учета работы медицинской сестры участковой

(фамилия, имя, отчество медицинской сестры участковой)

(номер врачебного (терапевтического) участка)

Выполнено

ла ме-
сяца

чест-
во про-
рабо-
тан-

посе-
щений на амбу-
латор-
ном

посе-
щений на дому, всего

общего числа посе-
щений по
поводу

процедур, манипуляций

профилак-
тических мероприя-
тий, патронаж

реабилита-
ционных мероприя-
тий

ных часов

заболе-
ваний, всего

из них на дому

из них на дому

из них на дому

Итого за ме-
сяц

Оборотная сторона

Мероприятия по гигиеническому воспитанию и образованию населения

в том числе

ме-
сяца

обуче-
ние уходу
за боль-

обучение населения принципам

занятия в "школах здоровья" с больными, имеющими заболевания

ными,самоу-
ходу

здорового образа жизни

сахарный диабет

бронхиальная астма

болезни сердца и сосудов

Ито-
го за

Подпись медицинской сестры участковой

Приложение N 3. Инструкция по заполнению учетной формы N 039-1/У-06 "Дневник учета работы медицинской сестры участковой"

ИНСТРУКЦИЯ
по заполнению учетной формы N 039-у-1-06
"Дневник учета работы медицинской сестры участковой"

1. Учетная форма N 039-у-1-06 "Дневник учета работы медицинской сестры участковой" (далее - Дневник) заполняется ежедневно медицинской сестрой участковой в конце рабочего дня.

2. В Дневнике указываются сведения о проделанной работе за каждый день текущего месяца во время амбулаторного приема, при оказании помощи на дому, профилактической работе:

в графе 1 указываются числа отчетного месяца по порядку;

в графе 2 указывается суммарное количество проработанных часов во время амбулаторного приема, посещений на дому (в соответствии с установленным графиком работы). В эту же графу включаются часы, проработанные в дневном стационаре (при организации дневного стационара);

в графе 3 отмечается число посещений во время самостоятельного амбулаторного приема;

в графах 4 и 5 указывается число посещений на дому с целью оказания медицинской помощи по назначению врача и с профилактической целью;

в графе 4 - всего посещений на дому;

в графе 5 - число посещений по поводу заболеваний, с соответствующей записью в учетных документах (учетная форма N 025/у-04 "Медицинская карта амбулаторного больного" и учетная форма N 025-12/у "Талон амбулаторного пациента" , утвержденные приказом Минздравсоцразвития России от 27 ноября 2004 года* N 255).
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать "от 22 ноября 2004 года". - Примечание "КОДЕКС".


К посещениям по поводу заболеваний относятся:

- посещения, когда у обратившегося выявлено заболевание;

- посещения для лечения, процедур, манипуляций по назначению врача;

- посещения диспансерным контингентом в период ремиссии;

- посещения больными в связи с открытием листка нетрудоспособности;

- посещения для получения справки о болезни ребенка;

в графах 6, 7 указывается число проведенных процедур и манипуляций, при этом:

в графе 6 - общее число проведенных процедур и манипуляций;

в графе 7 - число процедур и манипуляций, проведенных на дому;

в графах 8, 9 указывается число проведенных профилактических мероприятий и патронажа из числа всех посещений за день:

в графе 8 - общее число проведенных мероприятий;

в графе 9 - число проведенных профилактических мероприятий на дому;

в графах 10, 11 указывается число проведенных реабилитационных мероприятий:

в графе 10 - общее число проведенных реабилитационных мероприятий (массаж, физиотерапия и пр., в том числе инвалидам и ветеранам войн);

в графе 11 - число реабилитационных мероприятий, проведенных на дому.

На оборотной стороне Дневника:

в графе 12 указываются числа отчетного месяца по порядку;

в графах 13-19 указываются мероприятия по гигиеническому воспитанию и образованию населения:

в графе 13 - общее число мероприятий по гигиеническому воспитанию и образованию населения;

в графе 14 - число мероприятий по обучению уходу за больными, связанными с конкретными заболеваниями, самоуходу;

в графе 15 - число мероприятий по обучению населения принципам здорового образа жизни. Во время групповых занятий по здоровому образу жизни число посещений показывается суммарно по числу присутствующих;

в графах 16-18 указывается число проведенных занятий в "школах здоровья" с больными, имеющими заболевания: сахарный диабет, бронхиальная астма, болезни сердца и сосудов;

в графе 19 указываются все прочие мероприятия по гигиеническому воспитанию и образованию населения.


Текст документа сверен по:
Бюллетень нормативных актов
федеральных органов
исполнительной власти,
N 30, 24.07.2006