Как называется камерно симфоническое музыкальное произведение. Камерная музыка: стили, жанры, исполнители. что такое камерная музыка камерная музыка (от итал. camera комната, палата) музыка, исполняемая небольшим. Жанры духовной и светской музыки

Народная песня – искусство устной традиции. С давних, незапамятных времен песни, создаваясь, переходили от одного певца к другому, от старшего поколения к младшему изустно. При этом певцы нередко вносили изменения и в слова песни и в ее напев. Вот почему всякая народная песня существует во многих разновидностях – вариантах, более простых и сложных. Но почти всегда их объединяет своеобразная особенность: многократное повторение напева с разными словами. В то время как основная мелодия песни повторяется несколько раз в неизменном или слегка варьированном виде, поэтический текст меняется, развивается. Именно это составляет отличительную особенность песенной формы – куплетной.

(См. УМК «Русская народная музыка»).

Близки к народным многие из песен, созданных поэтами и композиторами «Спи моя радость усни» (Моцарт), «Сурок» (Бетховен), «Соловей» (Алябьева), «Вдоль по улице», «Красный сарафан» (Варламова), «Колокольчик» (Гурилева).

(Разучивание песни.См. нотное приложение).

Наряду с понятием «камерная музыка» в конце XVIII века и в XIX веке широко стал применяться термин «романс».

Романс (исп.) – название сравнительно небольшого вокального произведения для голоса с сопровождением. В средневековой Испании слово «романс» означало простую народного склада песню на испанском бытовом наречии.

В XVIII веке романс получает, распространение во Франции, а позднее в России.

Многие русские романсы конца 18 начала 19 века сочинялись на французском языке. (Например, романсы О. Козловского и даже А. Даргомыжского).

Позднее романсами в России стали называть лирические , особенно любовные песни чувствительного характера с типичными для них пластическими, мягко закругленными оборотами. Они создавались не только композиторами, но и любителями-певцами, причем имена их создателей обычно оставались неизвестными, например, песенных романсов «Липа вековая», «Белой акации», «Чем тебя я огорчила», «Под серебряной луной». Исполнялись такие романсы под гитару – излюбленный инструмент русского городского быта прошлого века.

Сходный интонационный строй присущ мелодически обаятельным бытовым романсом русских композиторов «На заре ты ее не буди», «Красный сарафан» Варламова (1801-1848).

«Красный сарафан » - (разучивание).

Анализ музыкального произведения

Песня «Красный сарафан»- оригинальная по форме. Сюжет стихотворения подсказал создать композицию в форме диалога. Мажорные куплеты (признание дочери) сменяются минорными (ответ Матроны). умеренно-быстрый темп сменяется замедленным. В последней строфе при заключительных словах матери (…И я молоденька была такова) музыка вновь возвращается к светлой мажорной тональности, первоначальному темпу и тематическому материалу. Складывается общая трехчастная (репризная) форма с внутренним вариационно-куплетным развитием.

Основная характерно-русская секстовая попевка интонируется по-новому на протяжении песни.

«Не шей…», «Неразлучная», «На детей глядим…»

Общий колорит песни светлый и ясный, лишь слегка овеянный задумчивой грустью, хорошо ассоциируется с образом юности, с грациозным образом русской девушки, знакомым нам по картинам русских живописцев - Венецианова, Тропинина, картина «Кружевница» (Анализ и сопоставление с романсом).

Молодая девушка изображена с большим душевным теплом. Ее миловидное лицо с легкой улыбкой приветливо обращено к зрителю, она как - будто на минуту остановилась, подкалывая узор маленькой ручкой.

Вместе с тем, бытовой по-своему характеру портрет лишен обыденности: интересна композиция фигуры, занимающая всю плоскость картины, делающая образ значительным и приподнятым. Художник утверждает красоту девушки, занятой каждодневным трудом, в то же время привносит в этот образ свой идеал красоты: миловидность, грацию, отзвуки изящной кокетливости 18 века.

П.А. Федотов. Портрет Н. Жданович – сестры друга художника, воспитанницы Смольного института. Мир портрета - это мир юности и музыки. Тонкие и гибкие девичьи руки как будто продолжают свое движение, воздух еще пронизан звуками. Естественная грациозность движения, здесь нет и тени позирования. Свободно, естественно и убедительно передано остановившиеся мгновения в жизни юной музыкантши, вступившей в лучшую пору девичества.

Общему впечатлению легкости романса, ясности способствует грациозный танцевальный рефрен фортепианной партии.

С течением времени жанр романса все более обособляется от песни, которой он обязан своим происхождением. Усложняется мелодическая сторона романсов и наблюдается постепенный отход от простой песенной формы (куплетно-строфической). Создавая более углубленные и сложные по содержанию романсы, композиторы нередко применяют контрастные сопоставления образов. В романсе Глинки «Я помню чудное мгновенье» вслед за лирически светлой и нежной мелодией, рисующей основной поэтический образ стихотворения следует напряженный и драматически устремленный эпизод- «Шли годы. Бурь порыв мятежный…». Рассказывая языком музыки о том, как жизненные невзгоды и треволнения оттеснили чарующее впечатление от встречи с обаятельной женщиной, композитор от пластичной, типично романсовой мелодии переходит к изложению напряженному и порывистому в средней части. А далее в соответствии со смыслом пушкинского стихотворения («Душе настало пробужденье…») возвращается первоначальный музыкальный образ, или можно сказать наступает реприза – повторение основной темы.

Широко пользуясь термином «романс» русские композиторы не применили его к песням шуточным, парадийно-сатирическим и характерно-бытовым, таким как «Червяк», «Мельник» Даргомыжского.

Среди разнообразных жанров вокальной камерной музыки видное место принадлежит балладе.

Баллада – жанр народного происхождения. Еще в середине века в Италии, Франции и Англии так именовались повествовательные песни о подвигах народных героев или же о каких-либо необычайных драматических происшествиях.

Баллада – это повествование, но не простое. Непременно должны присутствовать элементы фантастики. Яркость событий, изобразительность музыки, поэтапность развития сюжета не укладывается в рамки куплета или 3-х частной форме строится свободно, следуя за текстом.

Серенада - лирическая песня под аккомпанемент лютни, мандолины или гитары, исполняемая в честь возлюбленной.

Вокализ – пьеса без слов, исполняемая на какой-либо гласной («а»). в прошлом сочинялись для учебных целей. «Вокализ» Рахманинова – это песня без слов, о чем-то дорогом и близком.

Реквием - траурное хоровое произведение (заупокойная месса).

Вопросы и задания для студентов

1. Что такое камерная музыка?

2. Что такое вокальная музыка?

3. Разновидности вокальной музыки.

Практические задания

2. Разучить и исполнить народную песню и романс или другие виды вокального жанра.

3. Подготовить разучивание вокального произведения со своей группой.

5. Петь и дирижировать.

6. Подготовить беседу о вокальном произведении по выбору.

Сегодня мы расскажем о том, что такое камерная музыка. Речь идет о произведениях, воплощаемых небольшим коллективом исполнителей. В оркестровой музыке существуют группы инструментов, которые играют в унисон. В интересующем нас случае, каждая партия имеет только одно звучание.

Зарождение термина

С XVI по XVIII вв. на вопрос о том, что такое камерная музыка отвечали просто, определяя ее, как противоположность церковному пению. Так назывались любые светские произведения. В дальнейшем, говоря о том, что такое камерная музыка, подразумевали творчество, рассчитанное на ограниченный круг слушателей и небольшое число исполнителей.

В XIX-XX веках это направление перестало быть рассчитано на «избранных». Таким образом, за термином сохранилась значение, описывающее произведения, предназначенные для исполнения малыми коллективами для небольшой группы слушателей.

Музыканты

Камерный оркестр и сопровождающий его ансамбль - это коллектив, который воплощает интересующую нас музыку. Чаще всего в указанную группу входят от пары до десяти музыкантов. В отдельных случаях их может быть больше. Камерный оркестр имеет несколько исторически сложившихся составов. К ним можно отнести струнный и фортепианный квинтет или трио.

Инструменты, площадки

Говоря о камерном оркестре, предполагается сокращённый состав струнного. Иногда в него могут быть добавлены некоторые духовые инструменты. Отвечая на вопрос, что такое камерная музыка, следует отдельно отметить, что она исполняется в относительно небольших помещениях.

Исполнение интересующих нас произведений в рамках публичных концертов внесло изменения в значение термина. С XVIII века выражение прилагается к произведениям, в которых все партии относительно равноправны, а каждая из них представлена одним инструментом.

История

Жанры камерной музыки носят сосредоточенный и углубленный характер, они лучше воспринимаются в свободной обстановке небольших помещений. Для данного направления не подходят большие залы. В истории интересующего нас явления просматриваются 3 периода. В период 1450-1650 гг. происходило развитие игрой техники для виол и других семейств инструментов.

Осуществлялось постепенное выделение инструментальной музыки с сохранением вокального стиля. До нашего времени дошли произведения камерной музыки указанного периода. Среди них можно вспомнить сонеты и канцоны Джованни Габриели и фантазии Орландо Гиббонса. Следующий условный период продолжался в 1650-1750 гг.

В это время распространился жанр трио-сонаты. Также развиваются другие ансамбли - инструментальные и с участием вокала, который обязательно сопровождался цифрованным басом клавишного инструмента.

Среди представителей трио-сонаты данного периода следует отметить Генделя, Генри Пёрселла, Арканджело Корелли. Третий период начался в 1750 г. и продолжается до настоящего времени. Он отличается доминированием струнного квартета, состоящий из виолончели, альта и двух скрипок.

Современность

Основная структура камерной музыки - трех- или четырехчастный сонатный цикл, программные свободные формы. Пристрастием к последним отмечены оркестровые произведения XIX века. Современный камерно-инструментальный репертуар и сегодня имеет в основе различные сочинения классиков.

В частности можно вспомнить струнные и трио Моцарта квартеты, Гайдна, произведения Моцарта, Боккерини, Шуберта и Бетховена. В послеклассический период большая часть крупных композиторов, которые принадлежат к разным направлениям - экспрессионизм, импрессионизм, романтизм, создавали камерную музыку. При этом в общераспространенном репертуаре сумели закрепиться лишь отдельные образцы.

Здесь уместно вспомнить фортепианный квинтет Шумана, а также произведения Брамса, Дебюсси, Равеля. По принятой классификации, понятие «камерная музыка» включают дециметы, нонеты, октеты, септеты, секстеты, квинтеты, квартеты, трио, дуэты при разнообразных составах инструментов. К данному направлению относятся также отдельные жанры соло с аккомпанементом.

В качестве примеров можно назвать романсы или инструментальные сонаты. Также существует «камерная опера». Ее примером является «Ариадна на Наксосе», авторства Р. Штрауса. Данный вид произведений подразумевает камерную атмосферу действия и небольшое число исполнителей. Термин «камерный оркестр» используется к коллективу, численность в котором не превышает двадцать пять человек.

Это явление было наиболее привычным в эпоху Моцарта и Гайдна. Не следует путать его с «малым оркестром». Он считается уменьшенным вариантом большого.

При этом «камерный оркестр» отличается наличием только одного исполнителя для каждой партии. В данном случае все элементы обладают значительной самостоятельностью. Камерный оркестр иногда состоит из солирующего инструмента, струнного или духового, и фортепиано. Возможны и другие варианты. К примеру, фортепианный дуэт.

Камерная музыка - это инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни. Камерная музыка развилась рядом с оркестровой с XVI столетия и тяготела более к инструментальной, чем к вокальной музыке.

В первоначальном значении камерная музыка была предназначена для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях - в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале, почему число исполнителей весьма ограничено, инструменты выбираются не особенно сильные по звуку, например струнные (квартеты, квинтеты, секстеты, октеты), гораздо реже духовые деревянные (квинтет Моцарта для кларнета со струнными, квинтет Бетховена для фортепиано, гобоя, кларнета, фагота, валторны, его же септет es-dur для фортепиано, скрипки или альта, виолончели, контрабаса, кларнета, фагота, валторны).

Постоянное исполнение камерной музыки в публичных концертах изменило значение термина. С конца 18 века выражение «камерная музыка» прилагается к произведениям, написанным для исполнения ансамблем, в котором каждая партия предназначается одному исполнителю (а не группам, как в хоре и оркестре) и все партии более или менее равноправны (в отличие от произведений для солирующего голоса или инструмента с аккомпанементом).

В истории камерной музыки просматриваются три периода:

Период с 1450 по 1650 гг., для которого характерно развитие техники игры на виолах и инструментах других семейств, постепенное выделение чисто инструментальной музыки при сохраняющемся преобладании вокального стиля. Среди дошедших до нас сочинений этого периода, написанных специально для инструментальных составов без голосов, - фантазии Орландо Гиббонса и канцоны и сонаты Джованни Габриели.

Симфоническая музыка

Симфоническая музыка - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром. Включает крупные монументальные произведения и небольшие пьесы. Главные жанры: симфония, сюита, увертюра, симфоническая поэма. Симфонический оркестр, большой коллектив музыкантов, включает три группы инструментов: духовые, ударные, струнные смычковые.

Классический (парный, или двойной) состав малого симфонического оркестра сложился в творчестве Й.Гайдна (духовые парного состава, литавры и струнный квинтет). Современный малый симфонический оркестр может иметь ненормированный состав.

В большом симфоническом оркестре (с начала 19 века) расширены группы духовых, ударных, введены арфы, иногда рояль; группа струнных смычковых численно увеличена. Название состава симфонического оркестра определяется по числу инструментов каждого семейства духовых (парный, тройной и т. д.).

Симфония (от греч. symphonia - созвучие), - музыкальное произведение для симфонического оркестра, написанное в сонатной циклической форме высшая форма инструментальной музыки. Обычно состоит из 4 частей. Классический тип симфонии сложился в конце 18 - начале19 вв. (Й.Гайдн, В.А.Моцарт, Л.В.Бетховен). У композиторов-романтиков большое значение приобрели лирические симфонии (Ф.Шуберт, Ф.Мендельсон), программные симфонии (Г.Берлиоз, Ф.Лист).

Важный вклад в развитие симфоний внесли западноевропейские композиторы 19-20 вв.: И.Брамс, А.Брукнер, Г.Малер, С.Франк, А.Дворжак, Я.Сибелиус и др. Значительное место занимают симфонии в российской музыке: А.П.Бородин, П.И.Чайковский, А.К.Глазунов, А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов, Н.Я.Мясковский, С.С.Прокофьев, Д.Д.Шостакович, А.И.Хачатурян и др.

Циклические формы инструментальной музыки, - музыкальные формы, складывающиеся из нескольких относительно самостоятельных частей, раскрывающих в совокупности единый художественный замысел. Сонатная циклическая форма состоит, как правило, из четырех частей -- быстрой 1-й в сонатной форме, медленной лирической 2-й, быстрой 3-й (скерцо или менуэт) и быстрой же 4-й (финал). Такая форма характерна для симфонии, иногда сонаты, камерного ансамбля сокращенная циклическая форма (без скерцо или менуэта) типична для концерта, сонаты. Другой тип циклической формы образуют сюита, иногда вариации (оркестровые, фортепианные), в которых количество и характер частей могут быть различными. Встречаются и вокальные циклы (серии песен, романсов, ансамблей или хоров), объединенные сюжетом, словами одного автора и др.

Сюита (франц. suite, букв. - ряд, последовательность), инструментальное циклическое музыкальное произведение из нескольких контрастирующих частей. От сонаты и симфонии сюиту отличает отсутствие строгой регламентации количества, характера и порядка частей, тесная связь с песней и танцем. Сюита 17-18 вв. состояла из аллеманды, куранты, сарабанды, жиги и др. танцев. В 19-20 вв. создаются оркестровые нетанцевальные сюиты (П.И.Чайковский), иногда программные («Шехерезада» Н.А.Римского-Корсакова). Встречаются сюиты, составленные из музыки опер, балетов, а также музыки к театральным постановкам.

Увертюра (франц. ouverture, от лат. apertura - открытие, начало), оркестровое вступление к опере, балету, драматическому спектаклю и т. п. (часто в сонатной форме), а также самостоятельная оркестровая пьеса, обычно программного характера.

Симфоническая поэма - жанр симфонической программной музыки. Одночастное оркестровое произведение, в соответствии с романтической идеей синтеза искусств допускающее разнообразные источники программы (литература, живопись, реже философия или история). Создатель жанра -- Ф.Лист.

Программная музыка - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие. Многие программные сочинения связаны с сюжетами и образами выдающихся литературных произведений.

musica da camera ) применялся по отношению к любой светской музыке и противопоставлялся музыке церковной (итал. musica da chiesa ). В дальнейшем, с зарождением и развитием симфонической музыки, камерной музыкой стали называть произведения, рассчитанные на небольшое количество исполнителей и ограниченный круг слушателей. В XIX-XX веках значение камерной музыки как «музыки для избранных» постепенно отпало, и термин сохранил смысл как определение произведений, предназначенных для исполнения небольшими коллективами музыкантов и для малой группы слушателей.

Коллектив, исполняющий камерную музыку, называется камерным ансамблем . Как правило, в камерный ансамбль входят от двух до десяти музыкантов, реже - больше. Исторически сложились канонические инструментальные составы некоторых камерных ансамблей, например, фортепианное трио , струнный квартет , фортепианный квинтет и др.

Существует также понятие камерного оркестра - как правило, это сокращённый (не более 15-20 человек) состав струнного оркестра, иногда с добавлением нескольких духовых инструментов .

Некоторые исторически сложившиеся инструментальные составы камерных ансамблей

  • Солирующий инструмент (струнный или духовой) и фортепиано
  • Фортепианный дуэт (два фортепиано или фортепиано в четыре руки);
  • Струнное трио (скрипка, альт и виолончель);
  • Фортепианное трио (скрипка, виолончель и фортепиано);
  • Струнный квартет (две скрипки, альт и виолончель);
  • Фортепианный квартет (скрипка, альт, виолончель и фортепиано);
  • Струнный квинтет (струнный квартет + альт или виолончель);
  • Фортепианный квинтет (фортепиано + струнный квартет)

Ссылки

  • Камерная музыка // Риман Г. Музыкальный словарь [Пер. с нем. Б. П. Юргенсона , доп. рус. отд-нием]. - М.: ДиректМедиа Паблишинг, 2008.

См. также


Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Абделькадыр ас-Суфи (суфийский шейх)
  • Atomic Rooster

Смотреть что такое "Камерная музыка" в других словарях:

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - Музыка, назначенная для капеллы знатных лиц. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865. КАМЕРНАЯ МУЗЫКА Музыка, назначенная для капеллы знатных лиц. Словарь иностранных … Словарь иностранных слов русского языка

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - КАМЕРНАЯ музыка, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином … Современная энциклопедия

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей: сольные сочинения, различного рода ансамбли (дуэт, трио и др.), романсы и песни … Большой Энциклопедический словарь

    Камерная музыка - КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, инструментальная и (или) вокальная музыка для небольшого состава исполнителей (сольные сочинения, различного рода ансамбли) и произведений для т. н. камерного оркестра (т.е. для небольшого числа струнных инструментов с клавесином … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - в первоначальном значении музыка, предназначенная для исполнения в относительно небольших (преимущественно домашних) помещениях в отличие от музыки, предназначенной для исполнения в церкви, театре или большом концертном зале. Постоянное… … Энциклопедия Кольера

    КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - В старину, когда не было концертных залов, филармоний, инструментальная музыка и небольшие вокальные произведения исполнялись, в основном, в домах любителей музыки. Собирались несколько друзей музыкантов, расставляли подставки для нот пульты,… … Музыкальный словарь

    камерная музыка - инструментальная и (или) вокальная музыка для камерного ансамбля (романсы и песни с сопровождением, дуэты, трио и др.), произведения для камерного оркестра. * * * КАМЕРНАЯ МУЗЫКА КАМЕРНАЯ МУЗЫКА, инструментальная или вокальная музыка для… … Энциклопедический словарь

    Камерная музыка - (от позднелат. camera комната; итал. musica da camera, франц. musique de chambre, англ. chamber music, нем. Kammermusik) специфическая разновидность муз. искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной. Сочинения … Музыкальная энциклопедия

    Камерная музыка - (от позднелат. camera комната) специфическая разновидность музыкального искусства, отличающаяся от музыки театральной, симфонической и концертной; сочинения К. м. предназначены для исполнения в небольших помещениях, для домашнего,… … Большая советская энциклопедия