Международные стандарты по менеджменту качества. Основы управления качеством продукции. Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции

Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ. услуг).

По определению Международной организации по стандартизации (ИСО) стандартизация – это установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определенных областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.

Стандарты предоставляют организациям общее видение, понимание, процедуры и лексику, необходимые для удовлетворения ожиданий их заинтересованных сторон. Поскольку стандарты содержат точные описания и терминологию, они предлагают объективную и авторитетную основу для организаций и потребителей во всем мире для общения и ведения бизнеса.

Организации обращаются к стандартам руководящих принципов, определений и процедур, которые помогают им достичь таких целей, как. Удовлетворение требований к качеству своих клиентов Обеспечение безопасности своих продуктов и услуг Соответствие нормам Соблюдение экологических целей Защита продуктов от климатических или других неблагоприятных условий Обеспечение того, чтобы внутренние процессы определялись и контролировались. Использование стандартов является добровольным, но может ожидаться некоторыми группами заинтересованных сторон.

Стандартизация - это деятельность, направленная на разработку и установление требований, норм, правил, характеристик как обязательных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемлемую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Стандартизация влияет на улучшение качества продукции путем комплексной разработки стандартов на сырье, материалы. Полуфабрикаты, комплектующие изделия, оборудование, оснастку и готовую продукцию, через установление в стандартах технологических требований и показателей качества, единых методов испытаний и средств контроля.

Кроме того, некоторые организации или государственные учреждения могут потребовать от поставщиков и партнеров использовать конкретный стандарт в качестве условия ведения бизнеса. Эти организации оценивают и аккредитуют сертификационные органы, личные сертификаты компетентности и международные стандарты.

Вы ищете способ стандартизации своей продукции? Вы хотите уменьшить производственные дефекты и жалобы клиентов? Хотели бы вы заниматься бизнесом с некоторыми из крупнейших мировых компаний? Системы управления качеством - это широкие стандарты, которые охватывают все, что делает организация для управления своими процессами и деятельностью. Наиболее известными из них являются стандарты, установленные Международной организацией по стандартизации.

Деятельность в области стандартизации в России регламентируется законом РФ «О стандартизации».

Основными результатами деятельности по стандартизации должны быть повышение степени соответствия продукта (услуги), процессов их функциональному назначению, устранение технических барьеров в международном товарообмене, содействие научно-техническому прогрессу и сотрудничеству в различных областях.

Здравоохранение и безопасность работников являются предметом озабоченности, когда международные стандарты могут помочь повысить производительность. Страховые расходы также часто снижаются. В пищевой промышленности и производстве напитков каждая страна имеет свои собственные правила защиты здоровья потребителей и окружающей среды.

Но есть также международно признанные стандарты, и, используя их, вы можете избежать необходимости разрабатывать и поддерживать несколько стандартов для разных рынков. Анализ рисков и критический контрольный пункт - это система, которая помогает гарантировать безопасность ваших продуктов, контролируя ваши сырьевые материалы, процессы, окружающую среду и сотрудников.

Цели стандартизации можно разделить на общие и конкретные.

К о б щ и м ц е л я м в российской стандартизации относятся разработка норм, требований, правил, обеспечивающих:

· Безопасность продукции, работ, услуг для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имущества;

  • Совместимость и взаимозаменяемость изделий;
  • Качество продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития научно-технического прогресса;
  • Единство измерений;
  • Экономию всех видов ресурсов;
  • Безопасность хозяйственных объектов, связанную с возможностью возникновения различных катастроф (природного и техногенного характера) и чрезвычайных ситуаций;
  • Обороноспособность и мобилизационную готовность страны.

К о н к р е т н ы е ц е л и стандартизации относятся к определенной области деятельности, отрасли производства товаров и услуг, конкретному виду продукции, предприятию и т.п.

Это позволяет вам удовлетворять ожидания клиентов в области безопасности пищевых продуктов, снизить риск отзыва продукта, сделать вашу компанию готовой к экспорту, предоставить вашей компании конкурентное преимущество и снизить операционные расходы. Канадское агентство продовольственной инспекции предлагает различные инструменты для разработки вашего процесса безопасности пищевых продуктов.

Если ваш бизнес хочет преобразовать этот стандарт из других систем, вам необходимо будет решить различные области, такие как процессы коммуникации и управления. Глобальная инициатива по безопасности пищевых продуктов была создана союзом глобальных розничных продавцов продуктов питания, известных как Форум потребительских товаров.

Объект (предмет) стандартизации – продукция, процесс или услуга, для которых разрабатываются требования, характеристики, параметры, правила и т. д.

Область стандартизации – совокупность взаимосвязанных объектов стандартизации. Например, машиностроение является областью стандартизации, а объектами стандартизации в машиностроении могут быть технологические процессы, типы двигателей, безопасность и экологичность машин и т. д.

Внедрение этих схем может дать вам доступ к распределению через крупные международные продуктовые сети. Если вы заинтересованы в получении сертификации по одному или нескольким из этих стандартов, ваша компания может пожелать нанять консультанта, который проведет вас через этот процесс.

Рабочая группа Европейской конфедерации клинической химии по гармонизации систем качества и аккредитации. Поэтому он представляет интересы Германии в европейских и международных организациях по стандартизации во всем мире. Для разработки стандартов различные заинтересованные стороны встречаются, например, производители, поставщики, потребители, предприятия, университеты, исследовательские институты, государственные учреждения и другие учреждения в сфере торговли и промышленности, бизнеса и академических кругов.

Стандартизация осуществляется на разных уровнях:

международная, региональная, национальная, отраслевая.

Нормативные документы по стандартизации в РФ установлены Законом РФ «О стандартизации». К ним относятся:

  • Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);
  • Применяемые в соответствии с правовыми нормами международные, региональные стандарты, а также правила, нормы и рекомендации по стандартизации;
  • Общероссийские классификаторы технико-экономической информации (см. приложение);
  • Стандарты отраслей (ОСТ);
  • Стандарты предприятий и объединений предприятий (СТП);
  • Стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений (СТО);
  • До настоящего времени действуют еще и стандарты СССР, если они не противоречат законодательству РФ.

Кроме стандартов нормативными документами являются также ПР – правила по стандартизации, Р – рекомендации по стандартизации, ТУ – технические условия.

Стандарты делают возможной глобальную торговлю, способствуют инновациям, защищают общество и окружающую среду, а также защищают передачу, использование и устойчивость продуктов, процессов и инноваций. При этом эффективная экономическая эксплуатация их результатов становится все более приоритетной.

Основная идея этой международной стандартизации заключается в руководстве всеми отраслями промышленности в активной и независимой деятельности по экологическим вопросам. Для этого используются соответствующие инструменты управления. Участие является добровольным, реализация сертифицирована.

Особое требование предъявляется к нормативным документам на продукцию, которая согласно российскому законодательству подлежит обязательной сертификации. В них должны быть указаны те требования к продукции (услугу), которые подтверждаются посредством сертификации, а также методы контроля (испытаний), которые следует применять для установления соответствия, правила маркировки и виды сопроводительной документации.

В стандарте указаны требования к системе экологического менеджмента. Этот стандарт применим ко всем типам организаций независимо от объема и объема бизнеса. Это касается экологических аспектов, которые сама организация выявила и может контролировать и влиять на них. Этот стандарт вводится организациями, которые желают.

Международные стандарты на системы обеспечения качества продукции

Требования к системе экологического менеджмента. Организация должна создавать, внедрять, документировать, поддерживать и постоянно совершенствовать систему экологического менеджмента в соответствии с требованиями настоящего стандарта и определять, как эти требования будут соблюдены. Организация должна определить и задокументировать сферу своей системы охраны окружающей среды.

К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопасность, взрывобезопасность, радиационную безопасность, предельно допустимые концентрации химических и загрязняющих веществ; безопасность при обслуживании машин и оборудования; требования к защитным средствам и мероприятиям по обеспечению безопасности (ограждения, ограничители хода машин, блокирующие устройства, аварийная сигнализация и т.п.).

Организация, которая решает применить этот стандарт, должна удовлетворять нескольким условиям. Этот стандарт содержит только те требования, которые могут быть объективно проверены. Стандарт ориентирован на постоянное повышение эффективности и эффективности организации.

Стандарт описывает требования к аудиту, чтобы продемонстрировать соответствие установленной системы управления окружающей средой. Экологический менеджмент в туризме - Ответственность авиакомпаний. Это хорошая практика, что авиакомпании поддерживают различные социальные мероприятия, такие как благотворительные, культурные, образовательные или спортивные предприятия. Однако в настоящее время авиационная промышленность больше всего озабочена окружающей средой. Они содержат процедуры и процедуры для предотвращения загрязнения и постоянного снижения загрязнения окружающей среды.

В стандартах на отдельные виды продукции могут быть приведены такие характеристики, как класс опасности; допустимые уровни опасных и вредных факторов производства, возникающих при работе оборудования; действие вещества на человека и т. п.

Стандарты указывают все виды и нормы допустимой опасности конкретного продукта или группы однородной продукции. Они разработаны с расчетом на безопасность объекта стандартизации в течение всего периода его использования (срока службы).

Сегодня основной проблемой воздушного транспорта являются выбросы. Авиакомпании пытаются ограничить выбросы несколькими способами. Например, покупка новых современных машин, чьи двигатели более эффективны или оптимизируют каждый этап полета. Кроме того, авиакомпании работают вместе над разработкой авиационных компонентов и оптимизацией процедур.

Кроме того, компании авиакомпаний в основном сосредоточены на утилизации отходов, воде, рабочих и противообледенительных жидкостях. Кроме того, компании пытаются сократить потребление энергии за счет использования энергосберегающих ламп и экологически чистых приборов.

Технические условия (ТУ) разрабатывают предприятия и другие субъекты хозяйственной деятельности в том случае, когда стандарт создавать нецелесообразно. Объектом ТУ может быть продукция разовой поставки, выпускаемая малыми партиями, произведения художественных промыслов и т. п. ТУ рассматриваются как нормативные документы, если на них есть ссылка в контрактах или договорах на поставку продукции. Существуют специальные требования к их согласованию и принятию.

Другие виды деятельности включают информацию и регулярную оценку их деятельности. Примерами информации о пассажирах являются так называемые эмиссионные калькуляторы, в которых пассажиры могут подсчитывать, сколько выбросов производится на данном рейсе, и какова конверсия на пассажира.

Так называемый выбросы углекислого газа являются одним из инструментов прямой компенсации пассажиров. Он может рассчитать свой «углеродный след» для данного рейса и плату, чтобы компенсировать свою долю загрязнения на веб-сайте авиакомпании. Затем выделенные средства финансируются за счет проектов по сокращению выбросов. Весь механизм работает в соответствии с Киотским протоколом, который гарантирует качество субсидируемых проектов.

Общероссийские классификаторы необходимы для решения проблемы согласованности межведомственных потоков информации.

Национальным органом по стандартизации в России является Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии - Госстандарт России.

Госстандарт России – специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области сертификации.

Поддерживаемые проекты в основном осуществляются в развивающихся странах с акцентом на продвижение возобновляемых источников энергии, а также на социальные и экономические выгоды. Проекты оказывают положительное влияние на здоровье, поскольку они улучшают качество местного воздуха на местном уровне. К ним относятся, например, ветропарк и гидроэлектростанция в Китае и Бразилии.

Крамер, Маттиас. Международное экологическое управление. Прага: Чешский институт стандартов. Это означает, что независимо от отрасли, мы признаны на рынке как обладающие возможностями и знаниями для обеспечения эффективного обслуживания. Проницательные знания и технические знания наших аудиторов позволяют нам приносить ощутимые выгоды нашим клиентам благодаря структурированному подходу к управлению проектами. Хорошая коммуникация является ключевым фактором обеспечения прозрачности в каждом процессе системы экологического менеджмента. Мы обеспечиваем сертификацию и обучение по всем основным стандартам систем управления качеством.

Председатель Госстандарта является главным государственным инспектором Российской Федерации по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений. В ведении Госстандарта находятся государственные инспекторы по надзору за государственными стандартами и обеспечением единства измерений, а также центры по стандартизации, метрологии и сертификации, предприятия, учреждения, учебные заведения и иные организации.

Госстандарт РФ ведет Федеральный информационный фонд стандартов, общероссийских классификаторов технико-экономической информации, международных (региональных стандартов), правил, норм и рекомендаций по стандартизации, национальных стандартов зарубежных стран.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ

Факты несоблюдения обязательных требований государственных стандартов нередко выявляются при проведении государственного контроля и надзора. Ответственность в таких случаях устанавливается в форме выдачи различных предписаний, а также в форме наложения штрафов.

Указанные меры воздействия применяются на основании специальных актов проверок, которые должны содержать конкретные сведения о нарушениях обязательных требований государственных стандартов. Акты проверок должны быть оформлены в полном соответствии с действующим порядком. Предписания выдаются главными государственными инспекторами и государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами. Постановления о наложении штрафов принимаются главными государственными инспекторами по надзору за государственными стандартами и обеспечению единства измерений.

Если установленные нарушения можно устранить непосредственно в ходе проверки, то предприятию выдаются предписания об устранении выявленных нарушений.

Если путем выполнения специальных корректирующих мероприятий обнаруженные нарушения можно устранить в конкретно установленные сроки, то предприятиям выдаются предписания о приостановке реализации (поставки, продажи) , использования (эксплуатации) проверенной продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов.

Если выявленные нарушения практически невозможно устранить, то то предприятиям выдаются предписания о запрете реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации) проверенной продукции, не соответствующей обязательным требованиям государственных стандартов.

Если предприятия уклоняются от предъявления своей продукции для проверки, то им выдаются предписания о запрете реализации этой продукции.

Предписания о запрете реализации импортной продукции и оказания импортных услуг, не соответствующих обязательным требованиям государственных стандартов или не прошедших государственную регистрацию в соответствии с законодательством РФ, до проведения такой регистрации выдаются при невозможности устранения нарушений, либо если они подлежат государственной регистрации.

За нарушение выданных вышеупомянутых предписаний к предприятиям применяются штрафы.

Величина штрафа устанавливается в размере стоимости продукции, реализованной в нарушение предписаний за весь период, в течение которого нарушались эти предписания.

Дела о наложении штрафов рассматриваются в срок не более 15-ти дней главными государственными инспекторами по надзору государственными стандартами и обеспечению единства измерений. Предприятие, получившее постановление о наложении штрафа, обязано в течение 30-ти дней перечислить 80% штрафа в бюджет соответствующего уровня, 20% - на расчетный счет территориального органа Госстандарта, принявшего решение о наложении штрафа.

Обжаловать постановление о наложении штрафа можно в течение 15 дней со дня его вынесения.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ СТАНДАРТЫ НА СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Мировой опыт управления качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в 1987г. В сферу деятельности этой организации входят все области стандартизации за исключением электротехники и электроники, что по соглашению является сферой деятельности Международной электротехнической комиссии (I ЕС-МЭК).

Разработка стандартов ИСО 9000 проводилась с участием ведущих специалистов в области качества на основе ряда ранее выпущенных национальных стандартов по управлению качеством. Эти национальные стандарты появились и использовались сначала в связи с высокими требованиями к качеству военной техники, а затем стали применяться и при изготовлении гражданской продукции.

В 1994 году было выпущено второе издание стандартов. В 2000 г. состоялся пересмотр стандартов этой серии. Новое издание в настоящее время отсутствует в региональных органах Госстандарта РФ, но эксперты отмечают увеличение доли в их содержании значения удовлетворения запросов потребителей.

В редакции 1994г. объекты стандартизации этой серии международных стандартов охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов - аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, перерабатываемых материалов, программного обеспечения. Включены аспекты качества:

  • качество, обусловленное определением спроса на продукцию;
  • качество, обусловленное проектированием продукции;
  • качество, обусловленное соответствием продукции проекту;
  • качество, обусловленное материально - техническим обеспечением продукции на протяжении ее жизненного цикла;

Стандарты ИСО серии 9000 вместе со стандартами ИСО серии 10000 и стандартом ИСО 8402 сейчас называют «семейством» стандартов ИСО серии 9000.

Основополагающие стандарты:

  • ИСО 8402. Управление качеством и обеспечение качества. Словарь.
  • ИСО 9000-1. Руководящие указания по выбору и применению.
  • ИСО 9000-2. Общие руководящие указания по применению ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.
  • ИСО 9001. Модель при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании.
  • ИСО 9002. Модель при производстве, монтаже и обслуживании.
  • ИСО 9003. Модель для обеспечения качества при контроле и испытаниях готовой продукции.
  • ИСО 9004-1. Элементы системы качества. Руководящие указания.
  • ИСО 9000-3. Руководящие указания по применению ИСО 9001 при разработке, поставке и обслуживании программного обеспечения.
  • ИСО 9004-2. Системы качества. Руководящие указания по услугам.
  • ИСО 9004-3. Системы качества. Руководящие указания по перерабатываемым материалам.

Стандарты по проверке систем качества:

  • ИСО 10011- 1. Руководящие указания по проверке систем качества. Проверка.
  • ИСО 10011-2. Квалификационные критерии для экспертов – аудиторов по проверке систем качества.
  • ИСО 10011-3. Руководство программой проверок.

Стандарты по элементам систем качества:

  • ИСО 9004-4. Руководящие указания по улучшению качества.
  • ИСО 9004-5. Руководящие указания по программам качества.
  • ИСО 9004-6. Руководящие указания по обеспечению качества руководства проектами.
  • ИСО 9004-7. Руководящие указания по управлению конфигурацией.
  • ИСО 9004-8. Руководящие указания по принципам управления качеством и их применение в системе административного управления.
  • ИСО 10005. Руководящие указания по программе качества.

ЭЛЕМЕНТЫ СИСТЕМ КАЧЕСТВА.

1. Ответственность руководства – предусматривает обязанность

руководства предприятия определять политику и цели в области качества, обязанность создавать и внедрять систему качества, а также – руководить ею.

2. Система качества – элемент, обязывающий поставщика

разработать, документально оформить и поддерживать в рабочем состоянии систему качества как средство для обеспечения соответствия продукции установленным требованиям. При этом должны быть разработаны все необходимые процедуры для выполнения функций системы качества и общее описание системы качества – Руководство по качеству.

3. Анализ контракта – элемент, который обязывает поставщика

до заключения контракта оценить свою способность выполнить его, а в процессе выполнения – регулярно проверять и документально подтверждать достижение требуемых контрактом характеристик.

4. Управление проектированием – в результате его должен

устанавливаться и подтверждаться в проекте уровень качества продукции, соответствующий запросам потребителей и требованиям законодательства по безопасности и защите окружающей среды. При этом должны быть предусмотрены критерии оценки проекта, проводиться анализ и проверка проекта по завершении определенных стадий проектирования, а также – утверждение проекта после его разработки.

5. Управление документацией и данными – для установления порядка разработки, утверждения, выпуска и изменения всех необходимых документов.

6. Закупки - основное внимание обращается на выбор

квалифицированных субподрядчиков и входной контроль качества покупных изделий и материалов.

7. Управление продукцией, поставляемой потребителем – этот

элемент должен предусматривать возможность поставщика обеспечить проверку, хранение и техническое обслуживание продукции потребителя при ее использовании в производстве.

8. Идентификация продукции и прослеживаемость – этот элемент

необходим для создания уверенности в том, что в процессе производства используются требуемые материалы и покупные изделия, для чего их качество должно быть подтверждено соответствующими документами. Изготавливаемые детали и узлы должны иметь сопроводительные документы и необходимую маркировку для установления их принадлежности к тому или иному изделию.

9. Управление процессами – с целью соблюдения требований

конструкторской документации при изготовлении продукции путем создания управляемых условий. Для этого необходима разработка технологии производства, применение необходимого оборудования и контроль за выполнением установленных параметров производственного процесса и достижением требуемых характеристик продукции.

10. Контроль и проведение испытаний – в результате их

определяется достигнутый уровень качества и оценивается его соответствие тому уровню, который был заложен в конструкторской документации. При этом предусматривается входной контроль материалов и покупных изделий, контроль и испытания в процессе производства и окончательный контроль и испытания с оформлением соответствующих протоколов.

11. Управление контрольным, измерительным и испытательным

оборудованием - без него невозможна объективная оценка качества продукции. Здесь должно быть предусмотрено: установление необходимых измерений и их точность; идентификация, калибровка и поверка оборудования, а также – обеспечение требуемых условий его сохранности.

12. Статус контроля и испытаний – этот элемент требует

поддержания определенного уровня контроля и испытаний: проведение контроля и испытаний аттестованным оборудованием, подготовленными специалистами с помощью проверенных и откалиброванных средств измерений, чтобы можно было доверять полученным результатам.

13. Управление несоответствующей продукцией – устанавливает

правила использования изделий с отступлениями от документации или порядок изоляции окончательно забракованных изделий с тем, чтобы гарантировать, что в изготавливаемой продукции нет деталей, узлов или материалов, не соответствующих установленным требованиям. При этом должно быть предусмотрено своевременное обнаружение, изъятие и изоляция брака.

14. Корректирующие и предупреждающие действия – необходимы

для устранения дефектов и предупреждения их повторения путем устранения причин их появления.

15. Погрузочно – разгрузочные работы, хранение, упаковка,

консервация и поставка – эти элементы системы качества предназначены для обеспечения поставщиком сохранности продукции вплоть до ее поставки потребителю.

16. Управление регистрацией данных о качестве – здесь требуется

иметь установленный порядок сбора, систематизации, ведения, хранения и предоставления потребителю данных о качестве для подтверждения соответствия продукции установленным требованиям и эффективности системы качества.

17. Внутренние проверки качества – позволяют регулярно

контролировать выполнение функций (элементов) системы качества и соблюдение соответствующих нормативных документов. При этом должны составляться планы проверок и протоколироваться их результаты, а сами проверки должны проводиться персоналом, не несущим непосредственную ответственность за проверяемую деятельность.

18. Подготовка кадров – для обеспечения требуемой квалификации

персонала.

19. Техническое обслуживание – необходимость обслуживания

определяется в зависимости от установленных требований.

20. Статистические методы – поставщик должен определить потребности в статистических методах, применяемых при разработке, управлении процессами и оценке характеристик продукции. При этом должны быть установлены соответствующие процедуры их применения.

Следует отметить и такой элемент системы качества, как стимулирование работников за качество продукции, который говорит о должном внимании к человеческому фактору. Но в стандарте ИСО 9000-1 этот элемент, к сожалению, отсутствует.

Практическая польза стандартов семейства ИСО 9000 заключается в том, что они универсальны и дают возможность стандартизировать работу по управлению и обеспечению качества на различных предприятих. Методы работ могут быть разными в зависимости от вида выпускаемой продукции.

Стандарты ИСО 14000.

В связи с обострившейся необходимостью охраны окружающей среды международной организацией по стандартизации был разработан комплекс стандартов ИСО 14000. Представляют интерес в связи с включением экологических требований на продукцию.

Международные стандарты ИСО серии 9000 появились в конце 80-х годов, как логическое продолжение истории развития подходов к управлению качеством.

В условиях жесткой конкурентной борьбы, как на внутреннем, так и на внешнем рынках главной целью предприятий становится обеспечение высокого уровня качества продукции.

Создание единообразного подхода к решению вопросов обеспечения качества, устранение различий и гармонизация требований на международном уровне было возложено на международную организацию по стандартизации ИСО, в частности на образованный технический комитет ТК 176 «Управление качеством и обеспечение качества». Применение стандартов на системы качества, разработанные в рамках комитета, впоследствии, стало одним из наиболее эффективных путей решения проблемы обеспечения качества продукции (работ, услуг) на предприятиях (организациях).

В 1985 году специалистами ИСО/ТК 176 были представлены проекты пяти международных стандартов на системы качества. Уже в 1987 г. стандарты ввели в действие. В России три стандарта, а именно ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 были приняты в качестве национальных как ГОСТ 40.9001-88, ГОСТ 40.9002-88 и ГОСТ 40.9003-88. (введены в действие с 1 января 1989 г.). Постановлением Госстандарта России от 17.07.96 № 460 на основе пересмотренных стандартов ИСО введены ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96, ГОСТ Р ИСО 9003-96. Модели обеспечения качества, установленные в вышеперечисленных стандартах, представляют собой три четко различимые формы требований к системе качества, пригодные для демонстрации поставщиком своих возможностей и оценки этих возможностей внешними сторонами .

Главной целевой установкой международных стандартов является построение систем качества, обеспечивающих изготовление продукции, соответствующей требованиям заказчиков и соответственно ориентированных на предоставление доказательств заказчику способности предприятия стабильно выпускать продукцию определенного уровня качества.

Следовательно, стандарты являются средством регулирования интересов производителей, потребителей и общества, как показано на рис. 2.1. Серия этих международных стандартов способствует устранению технических барьеров в сотрудничестве, а также устанавливает унифицированные подходы к системе качества и методам ее оценки. Признано, что МС ИСО серии 9000 являются хорошим инструментом для достижения главной цели фирм в рыночных условияхудовлетворения потребителя через высокое качество, стабильно производимой продукции . Завоевать потребителя можно только через качество — таково кредо процветающих фирм всего мира .

Стандарты ИСО серии 9000 определяют задачи систем качества, которые необходимо выполнить, однако они не описывают способа их достижения и предоставляют такой выбор руководству предприятия. Стандарты являются общими и не зависят от какой-либо конкретной отрасли или сектора экономики В стандартах дается различие между требованиями к системе качества и требованиями к продукции. На основе этого стандарты ИСО применяются к организациям, обеспечивающим продукцией, относящейся ко всем общим категориям продукции (оборудование, программное обеспечение, перерабатываемые материалы, услуги), и ко всем характеристикам качества продукции.

Требования к системе качества являются дополнительными по сравнению с техническими требованиями к продукции.

Технические условия на продукцию и технические условия на процессы различны и отличаются от применяемых требований или методических указаний ИСО 9000.

В настоящее время осуществляется второй этап пересмотра комплекса стандартов ИСО 9000 («Фаза 2»), с целью актуализации.

2.1.2. Структура и содержание МС ИСО серии 9000

На сегодняшний день основополагающими стандартами из большого комплекса стандартов ИСО являются — ИСО (9000-1, 9001, 9002, 9003, 9004-1, 8402).

Структура МС ИСО серии 9000 приведена на рис. 2.2.

Рисунок 2.1. Структура стандартов ИСО серии 9000

Кратко раскроем содержание МС ИСО серии 9000.

МС ИСО 9000 -1: 94 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению».

Стандарт имеет вводную часть, определяет ключевые термины, а также дает толкование договорных и не договорных условий и типов стандартов. Стандарт ИСО 9000 содержит основные принципы реализации политики руководства и обеспечения качества. Он разъясняет взаимосвязь между различными понятиями в области качества и определяет правила использования трех моделей, приведенных в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003.

Основными целями организации в области обеспечения качества являются:

  • достижение, поддержка и стремление к постоянному улучшению качества работы;
  • постоянное удовлетворение всех установленных и ожидаемых требований потребителей и других заинтересованных лиц. Каждое предприятие (организация) имеет пять групп заинтересованных лиц табл. 2.1
  • обеспечение внутреннему руководству и другим работникам в том, что требования к качеству выполняются и поддерживаются, и что происходит улучшение качества;
  • обеспечение уверенности потребителей, и других заинтересованных лиц в достижение требований к качеству;
  • обеспечение уверенности в том, что требования к системе качества выполняются.

Таблица 2.1. Заинтересованные лица

При этом стандарт МС ИСО 9000-1 дает рекомендации по выбору той системы качества, которая требуется в зависимости от конкретных действий. Например, критериями, которые должны учитываться при выборе той или иной системы, являются степень сложности процесса проектирования, завершенность проекта (по результатам испытаний или эксплуатации продукции), сложность производственного процесса (возможность использования разработки новых процессов, их количество, разнообразие и др.), характеристики изделия, экологические факторы и др.

МС ИСО 9001-94: «Системы качества — модель для обеспечения качества при проектировании, разработке, производстве, монтаже и обслуживании».

Стандарт устанавливает требования в отношении системы качества, которые применяются, если контракт, заключаемый двумя сторонами, требует демонстрации способности поставщика проектировать, разрабатывать и поставлять продукцию. Эта модель наиболее жесткая для поставщика.

МС ИСО 9002-94 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже».

Стандарт устанавливает требования к системе качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать свою способность к поставке соответствующей продукции по разработанному проекту. Эта модель является промежуточной по уровню требований к поставщику.

МС ИСО 9003-94 «Системы качества. Модель для обеспечения качества при окончательном контроле и испытаниях».

Стандарт оговаривает требования системы качества, которые применяются, если по контракту, заключаемому между двумя сторонами, поставщик должен продемонстрировать способность осуществлять контроль и окончательные испытания для решения вопроса о приемке конечного продукта. Эта модель наименее жесткая для поставщика.

Требования установленные в ИСО 9001, ИСО 9002 и ИСО 9003 являются дополнительными по отношению к техническим требованиям, установленным на продукцию. Эти стандарты устанавливают требования, определяющие какие элементы необходимо включать в систему качества. Однако не всегда система качества будет состоять из всех предлагаемых элементов. В некоторых ситуациях они могут адаптироваться путем добавления или изъятия определенных требований к системе качества. Как видно из названий стандартов ИСО серии 9000, предприятия, внедряющие системы качества, могут включать в нее все этапы жизненного цикла продукции, начиная от проектирования (разработки) и кончая ее эксплуатацией (МС ИСО 9001), либо только часть из них, например контроль качества конечной продукции (МС ИСО 9003).

Другими словами, если модель по стандарту ИСО 9003 означает: «Представьте мне доказательства, что поставка отвечает сформулированным требованиям», то по стандарту ИСО 9002; «Докажите мне, что Ваш производственный аппарат позволит Вам выполнить требуемую поставку», а по стандарту ИСО 9001: «Докажите, что Вы можете осуществлять надзор за требуемой поставкой с момента ее разработки» .

Стандарты ИСО 9001-9003 называют «контрактными». Они носят нормативный характер, в отличие от рекомендательного ИСО 9000-1 и 9004-1, и предназначены для внешних целей предприятия.

МС ИСО 9004-1-94 «Общее руководство качеством и элементы системы качества. Руководящие указания».

В стандарте рассматриваются все элементы системы качества. ИСО 9004-1 составлен в форме методических указаний и не предназначен для использования в конкретных ситуациях как средство регламентации или проведения сертификации системы качества .

Эти рекомендации предназначены для разработки и совершенствования системы управления качеством. Созданная в соответствии с ними система качества, является комплексной, а в ее элементах полностью раскрывается содержание менеджмента качества.

Подробнее элементы системы качества будут рассмотрены в п.5.2